36 видов Эйфелевой башни. Французский мастер укие-э Анри Ривьер
Эйфелеву башню построили в 1889 году, и буквально за несколько лет она стала главным символом столицы Франции и любимицей художников, которые наперебой изображали Париж, соревнуясь друг с другом в оригинальности. Анри Ривьер тоже вдохновился Эйфелевой башней, а еще примером великого Хокусаи, решив изобразить картины парижской жизни, сгруппировав их не вокруг природного чуда - вулкана Фудзиямы, а вокруг чуда рукотворного.
Эйфелева башня видна из многих уголков огромного города, и художник создал серию цветных литографий, которую назвал «36 видов Эйфелевой башни». Оказалось, что великое инженерное чудо окрашивает в необычные тона и даже делает немного загадочной ежедневную обыденную жизнь столицы мира, большого города.
Анри Ривьер - французский художник и график.
Он родился в Париже в семье среднего достатка. Отец, родом из Пиренеев, в своем магазинчике торговал вышивками и женскими нарядами. Мать была парижанкой «из мелкобуржуазной семьи».
Когда разразилась франко-прусская война, отец увез семью в более спокойные места, на свою родину, в Пиренеи. Время, проведенное Анри Ривьером в сельской местности, помогло развить его любовь к природе, которая позже стала сильной темой в его искусстве.
По окончании войны семья возвратилась в Париж, и Анри пошел в школу. Преуспел в чтении и рисовании, читал Виктора Гюго, Жюля Верна и проявлял ранний интерес к искусству, особенно к импрессионизму. Там он подружился с Полем Синьяком, который позже помогал изучать искусство.
После окончания школы, мать попыталась устроить сына в магазин, где продавали страусовые перья. Но торговая карьера не пришлась Анри по вкусу. Проработав неделю, он бросил работу и отправился рисовать на Бьютте Монмартр. Разочарование семьи поступком Ривьера было недолгим. Его рисунки попали к учителю рисования Эмилю Бину, который, увидев работы Ривьера, предложил научить его основам профессии, уж если тому взбрело в голову стать художником.
Получив небольшое наследство, он вместе с братом поехал в Бретань и влюбился в этот край. Позже он купил дом в любимой Бретани и проводил там все лето. А пока по возвращении в Париж начал жизнь бедного художника. Снимал маленькую комнатку и ежедневно обучаелся рисованию, у своего друга детства, Поля Синьяка.
Вскоре Ривьер стал своим в кругу авангардных художников. Когда на Монмартре Родольф Сали открыл кабаре «Черный кот». Это было необычное кабаре, которое очень скоро стало местом, посещаемым самыми известными людьми Парижа, и где можно было с этими знаменитостями запросто познакомиться. Для поддержания престижа заведения начал выходить и журнал «Черный кот». В создании журнала участвовали поэты и шансонье, сочинявшие интермедии и репризы для кабаре, а иллюстрации делали художники-декораторы. Помощником редактора этого журнала стал Ривьер. Кроме того, под влиянием восточного кукольного искусствон оформил оригинальный театр теней, выступления которого стали изюминкой кабаре.
«Китайские тени» пользовались заметным успехом 10 лет, пока кафе не закрылось. Ривьер создал конструкцию с вырезанными из цинка фигурами людей, животных, элементов ландшафта с подсветкой, которые выглядели как силуэты. Фигуры помещались в деревянную рамку на трех расстояниях от экрана: ближайшее создавало абсолютно черный силуэт, а следующие два — градации от черного к серому, что предполагало уход в космос. Фигуры можно было перемещать по экрану на бегунках внутри рамки.
Вскоре к Ривьеру присоединились Каран д'Аш и другие артисты, первоначально исполнившие драму д'Аша «Эпопея». Всего он создал 43 пьесы теней на самые разные темы из мифов, истории и Библии. Сотрудничал со многими разными художниками и писателями, но сам сделал иллюстрации только к 9 постановкам - наиболее успешными и популярными были его «Искушение святого Антония» и «По следам звезды». Театр теней дал Ривьеру представление об экономичности и выразительности силуэтов, которые позже проявились в его гравюрах.
Одновременно с работой в Кабаре, он начал всерьез заниматься гравюрами, офортом и литографией. К тому времени Зигфрид Бинг начал издавать журнал «Искусство Японии», который вдохновил Ривьера научиться делать гравюры на дереве японским методом. Он сам делал режущие инструменты, смешивал краски и сам печатал. Экспериментировал с цветной гравюрой на дереве и хромолитографией.
Художник создал первые серии цветных литографий «Красоты Бретани» и «Виды природы». Мягкие пастельные краски литографии и четко прорисованные контуры создавали неожиданный эффект. На его цветных литографиях можно увидеть разнообразные атмосферные эффекты. Помимо снега, ветра и дождя, Ривьер также изображал туман и даже радугу. Он смог создать всевозможные эффекты градации цвета, которые никогда раньше не получались в литографии.Закат и рассвет, свет, падающий под низким углом и создающий тени, лунные и солнечные лучи, а также синий, желтый и пасмурно-серый свет — все это появляется в его литографиях. На воде художник позволял отражаться розовому, зеленому, голубому и серому свету. А в небе - белый, оранжевый, лимонно-желтый и множество градаций этих цветов.
Вместе с сельской Бретанью бурная парижская жизнь составляла большинство сюжетов его работ, немного напоминавших творчество художников Наби.
Но его влекло и японское искусство.
Искусство Дальнего Востока, Китая и Японии вошло в моду в последней трети XIX века во всей Европе. Япония, которая долгое время была фактически закрыта от мира, казалась еще более экзотичной, чем Китай. При более близком знакомстве Япония оказалась страной очень своеобразной культуры. Изнеженные парижане, которым надоело рисовать слащавых амуров и затхлых старых святых, открыли ящик японской посуды и обнаружили, что посуда завернута в выброшенные гравюры укие-э. И эти гравюры взорвали им мозги.
Ориентируясь на всеобщий интерес к ориентализму, Ривьер даже открыл магазин, торговавший предметами ремесла и искусства из Японии.
Большой любитель японской гравюры, освоивший цветную литографию, Анри Ривьер, открыл для себя знаменитую серию «36 видов горы Фудзи» Кацусики Хокусаи. На этих гравюрах Хокусаи изобразил различные сцены из повседневной жизни, происходящей в современной ему Японии. Отличительной особенностью этой серии была гора Фудзияма, непременно присутствовавшая фоном на каждой гравюре. Величие горы то ли подчеркивало мелочь людских усилий, то ли вызывало гордость за то, как упрямо и настойчиво человек переделывает дикую природу.
Ривьеру пришла в голову идея нарисовать Париж, взяв, как общую нить, Эйфелеву башню, которую он видел и строящуюся, и величественно стоящую.
Так появился сборник 5-тицветных литографий «Тридцать шесть видов Эйфелевой башни», где он представил близкие виды на Эйфелеву башню и пейзажи Парижа на фоне башни.
«Тридцать шесть видов Эйфелевой башни» тиражом 500 экземпляров были данью уважения самым впечатляющим памятникам Города Света и свидетельствовали о привязанности художника к японизму. Эйфелева башня на литографиях Ривьера предстает в совершенно неожиданном виде, как деталь пейзажа, то в центре листа, то едва видная, где-то с краю. И везде она - метафора Парижа. Везде ее присутствие сигнализирует - это Париж, столица мира. Как и в случае с работами Хокусая, иногда приходится внимательно просматривать отпечатки, чтобы увидеть достопримечательность.
Гравюры Ривьера обычно предназначались для публикации в виде сборников – «Аспекты природы», «Прекрасная земля Бретани», «Парижские пейзажи», «Волшебные часы», «Тридцать шесть видов Эйфелевой башни», «Ветер Нуаро», «Море: исследования волн» и многие, оставшиеся незавершенными
Ривьер перестал делать гравюры в 1917-ом году, фактически уйдя на пенсию как профессиональный художник, но продолжал работать акварелью в последние годы своей жизни.
Талантливый рисовальщик, Ривьер, считается незначительной и второстепенной фигурой в истории искусства. Но он стал важным художественным мостом между Францией и Японией.
Для японцев Ривьер является ярчайшим символом их заветной веры в то, что многие из великих художественных достижений европейского искусства конца XIX века не могли бы произойти без них. Французам он дает возможность смотреть столь же эгоистично на самих себя, как на изменчивых интернационалистов, без особых усилий поглощающих и смешивающих различные культурные направления, придавая им неизгладимый французский отпечаток. Скромному таланту Анри Ривьера удалось вдохновлять одновременно два национальных эго.