Цвет как средство выразительности. И спокойные и уравновешенные формы. Феликс Харта Феликс Альбрехт Харта – австрийский художник. Он родился в Будапеште в семье богатого купца Морица Хирша. Впоследствии сын сменил фамилию на Харта. Любовь Харты к рисованию проявилась рано, и, безусловно, на нее повлияла большая коллекция картин его отца. После средней школы, отправившись в праздничную поездку в Зальцбург, где написал две акварели в саду Мирабель, Харта понял, что хочет изучать живопись. Но его желание стать художником столкнулось с настойчивым требованием отца изучать архитектуру. Юный Феликс провел 4 года в Техническом университете в Вене, обучаясь у Арнольда Хатчека. где узнал о проблемах изображения пространства и пространственных отношений, что впоследствии принесло пользу его рисунку и живописи. Он категорически потребовал прекратить изучение архитектуры и поступить в художественную школу. Отец уступил, и Харта поступил в художественную школу в Дахау, начав обучение у профессора Ганса фон Хайека. Затем сдал вступительный экзамен в Мюнхенскую академию и был допущен к живописи в класс профессора Хьюго фон Хабермана. В академии он подружился с будущими известными художниками, такими как Ганс Эдер, Жюль Паскин и Юлиус Шулейн. Отправился в учебную поездку в Париж, где изучал старых мастеров - Тициана и Тинторетто, а затем был очарован французскими импрессионистами - Сезанном, Мане, Ренуаром, Курбе и Ван Гогом. Он учился в Академиях Рансона и Чезаре Витти, посещал занятия Анри Мартена и Германа Англада, но вскоре решил продолжить обучение самостоятельно. Летом путешествовал по Бретани, а осенью выставил 4 картины в Осеннем салоне в Париже. Из Франции переехал в Испанию и погрузился в стиль живописи Веласкеса, Греко и Гойи. Вернувшись в Вену, познакомился с группой молодых художников, в которую входили Эгон Шиле, Антон Файстауэр, Оскар Кокошка, Пэрис фон Гютерсло, Антон Колиг и другие. Они ежедневно встречались в Кафе-музее, общаясь также с известными старыми художниками и музыкантами. Из-за его поездок за пределы Австрии они находили его идеи интересными, и он считался среди них наиболее космополитичным. Этот период имеет большое значение в генезисе австрийского экспрессионизма, поскольку примерно в это же время Эгон Шиле организовал Группу новых художников. Харта подружился и с ведущим австрийским художником Густавом Климтом. После путешествия по Бельгии несколько картин Харты, созданных там, экспонировались на выставке Венского Сецессиона. Он также участвовал в выставках с молодыми модернистами на выставке Зондербунда в Кельне. Через год - успешная для него выставка Венского Сецессиона, где он доминировал в первом зале со своими картинами из второй поездки в Брюгге. Во время очередной поездки в Париж вместе со своим другом фон Гютерсло он познакомился с художниками-футуристами Маринетти, Боччони и Северини; посещал Утриллио и Сюзанну Валадон, а также познакомился с Роденом и поэтом Рильке. Уже шла Первая мировая война, но художественная жизнь продолжалась. Харта участвовал в выставке венского искусства в Берлинском Сецессионе, где показал 9 картин маслом и 22 рисунка. Переехал в дом на Фельдмюльгассе на окраине Вены, через дорогу от Ателье Климта, где вел прекрасную жизнь, наполненную вечеринками, живописью, музыкой и теплотой своей семьи. Это идиллическое время прервалось с поступлением на военную службу. Сначала прослужил год добровольцем в имперской запасной дивизии на юге Югославии. Но его не устраивало пребывание в пехотной дивизии, поэтому он написал Климту, который одобрил его просьбу о назначении в Штаб военной прессы в качестве военного художника. С тех пор он рисовал многочисленные портреты пилотов, аэродромы, крестьянские сцены и пейзажи на итальянском театре военных действий и в Восточной Галиции. После войны , переехав в Зальцбург, вновь участвовал в Венском Сецессионе с 17-ю картинами маслом. Эта выставка увековечена плакатом Шиле «Круглый стол» на котором Харта и другие молодые австрийские художники-авангардисты сидят за длинным столом. Этот начальный период труден из-за психологической травмы войны и падения австро-венгерской монархии. Тем не менее, Харта и Стефан Цвейг, Хьюго фон Хофмансталь и Герман Бар, директор театра Макс Рейнхардт, художник Альфред Кубин, директор зальцбургского Моцартеума Бернхард Паумгартнер, владелец отеля и писатель Алоис Грасмайр ежедневно встречались в кафе. Они были разочарованы крахом австро-венгерской монархии, но едины в своем желании создать новое художественное видение для Австрии. Харта решительно поддерживал идею создания художественного объединения в Зальцбурге. Он считал необходимым обновить и возродить художественную и культурную жизнь Зальцбурга. Помимо бесчисленных дискуссий с ведущими художниками и интеллектуалами Зальцбурга, он вел активный обмен письмами со своим другом Антоном Файстауэром, который возражал против создания нового художественного объединения, но Харта победил, и появилось новое мятежное объединение «Водолей». Первая выставка состоялась в 1919-ом году, ее главной темой была «Религиозное искусство». Кроме Харты участвовали Файстауэр, Антон Колиг, Бронсия Коллер-Пинелл, Шиле (посмертно), Кубин и Франц Вигеле. Кроме того, в основном благодаря большому кругу друзей Харта, художники из Германии, Франции и Швейцарии представили свои работы. Первая выставка познакомила Зальцбург с современным искусством и имела успех, о чем свидетельствовало установление рекорда посещаемости, однако критики разделились во мнении о новом искусстве. Последняя, третья выставка получила меткое название: «Международная черно-белая выставка». Было представлено 500 работ. В главном зале были французские мастера Мане, Роден и Делакруа; Испанию представлял Пикассо, Германию - работы Ловиса Корнита, Эрнста Барлаха и Кейт Кольвиц. Австрия была представлена Хартой, Файстауэром, Климтом, Шиле, Кокошкой и Кубиным. У Харты и Файстауэра были амбициозные цели. Помимо трех успешных выставок «Водолея», они усердно работали над созданием современной академии живописи в Зальцбурге, но отсутствие финансовой поддержки со стороны города и государства быстро положило конец этой новаторской идее. Кроме этого Харта участвовал в выставках в Австрийском музее искусства и истории, в Берлинском Сецессионе, Мюнхенском Новом Сецессионе, выставке Хагенбунд в Вене. В середине 1920-ых годов вернулся в Вену, стал членом Хагенбунда, где избирался членом исполкома, затем секретарем и вице-президентом. Активно выставлялся во Франции - в Осеннем салоне в Париже, Салоне дю Франк, Кафе дю Дом и Международной выставке изящных искусств. Если в своих ранних работах Харта уходил корнями в венский сецессион, линейный и орнаментальный, то к середине 1920-ых годов он обратился к выразительному изобразительному языку, в котором использовались спокойные и уравновешенные формы. Однако цвет как средство выразительности оставался для него крайне важным. Настал 1938-ой год. Сначала был пожар в Новой галерее, где многие его картины были уничтожены. Затем немцы оккупировали Австрию. Расовые законы были быстро приняты, и, несмотря на обращение в римско-католическую веру, его выставочная деятельность была свернута. Несмотря на политические риски, Харта позволял известной танцовщице-экспрессионистке Хильде Хольгер брать уроки танцев и выступать в своей студии. Он зарегистрировался в консульстве США для иммиграции, но это так и не произошло. И в 1939-ом году он вынужден покинуть Вену и эмигрировать в Англию. Начало пребывания в Англии отмечено трудностями. Сначала он был арестован британскими властями и доставлен в концлагерь в Хейтоне, недалеко от Ливерпуля, где британским властям нужно было определить, кто сочувствовал Германии, а кто был шпионом. После 3-х месяцев лишений его освободили, и он вернулся в Кембридж. Но вскоре его квартира в Кембридже подверглась бомбардировке во время немецких авианалетов. Это имело решающее значение для понимания направления его стилистического развития - его картины и рисунки стали консервативными. Историки предполагают, что он травмирован вынужденной эмиграцией, потерей богатства, временным арестом и заключением в британский концлагерь. Ему нужно было зарабатывать на жизнь, и появились портреты английской аристократии, семейные портреты и пейзажи графств Сассекс и Эссекс. У него была персональная выставка акварелей и рисунков в галерее Хефферс в Кембридже и в галерее Фойла в Лондоне. Через 11 лет, только в1950-ом году, Харта вернулся в Зальцбург. Он выставилт свои английские акварели и рисунки на коллективной выставке в Зальцбургском Кюнстлерхаусе и возобновил отношения со своими старыми друзьями. Был глубоко занят мыслями религиозного содержания, мотивированными его негативным опытом во время войны. В этой озабоченности религиозными темами не было ничего нового, поскольку многие из его картин после Первой мировой войны также носили религиозный характер. Кроме того, написал множество портретов и считался ведущим портретистом зальцбургского общества 1950-ых годов. Некоторые из его персонажей - всемирно известные дирижеры Герберт фон Караян и Вильгельм Фуртвенглер, его близкий друг и директор Моцартеума, Бернхард Паумгартнер, композитор Казимир фон Пастори, мэр Зальцбурга Станислав Пахер, сценограф Тео Отто. и архитектор Клеменс Хольцмейстер. Харта философствовал о своей жизни: «Странное время, время напряжения и удовлетворения, ожидания и смирения, проблемы накапливаются, куда бы я ни посмотрел. И все же я стою внутренне над ними. Возможно, отсутствие честолюбия является причиной того, что я уже так многого добился в жизни и так много потерял, поэтому чувство радости приглушено, и я мало думаю о счастье. Мир, в котором я живу, мне чужд. И каким бы умом ни обладал сегодня человек, он не изменился, он остался прежним со всеми своими недостатками и достоинствами».