Божественные импровизации неповторимой Инны Чуриковой Инна Михайловна Чурикова - советская и российская актриса театра и кино. Родители были далеки от искусства. Они были учеными. Отец преподавал в Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, а мать, ученый-агрохимик, работала в Институте картофеля им. А.Г. Лорха. Во время войны их эвакуировали из Москвы в Башкирию. Там и родилась девочка Инна. Детство ее прошло в Москве. Жили скромно, не особо отличаясь образом жизни от других семей того времени. Ничем от других детей будущая звезда театра и кино не отличалась. Инна росла мечтательной, она часто воображала себя принцессой или героиней историй, которые вслух читала мама или сама девочка. По поводу своей внешности у нее никогда не было никаких комплексов. Мама всегда внушала, что дочка у нее очень красивая и вполне может стать актрисой. Впервые на сцену Чурикова вышла в детском летнем лагере, там она сыграла второстепенную роль в постановке. С тех пор мечта стать актрисой поглотила ее. Окончив школу, Чурикова подала документы сразу в несколько театральных институтов. Ее нисколько не смущала огромная конкуренция среди красавиц-студенток. Она была уверена в себе и в своей внешности. В Школе-студии МХАТ экзаменаторы попросили абитуриентку прочесть стихи, и юная артистка стала декламировать Александр Пушкина, закрыв при этом глаза, как рекомендовала ей мать. Приемная комиссия подняла девушку на смех, и Инна не поступила. В Щукинском училище ее не взяли из-за нестандартной внешности, которая не понравилась преподавателям. В итоге благополучно сдала экзамены в Щепкинское училище: Чурикова вспоминала: «Когда в Щепкинское училище поступать пришла, то так прямо и сказала, чтобы по-честному, ничего не скрывая: хочу быть знаменитой актрисой. Сказала и… заплакала, испугалась, что не поверят. Они, конечно, решили, что я «с приветом», ну и… пожалели, приняли». оказалась на курсе актеров Леонида Волкова и Павла Цыганкова. Преподаватели поначалу видели в ней исключительно комическую актрису. Во время учебных спектаклей ей доставались только смешные или острохарактерные персонажи. Виной тому была «неартистичная» внешность. Драматических и лирических героинь доверяли более красивым студенткам. Но окончила она знаменитое образовательное учреждение с красным дипломом. Попала в Театр юного зрителя, играла исключительно второстепенных персонажей, среди которых были звери и комедийные фигуры вроде Бабы-Яги. В Театре юного зрителя Чурикова проработала 3 года. А в кино она дебютировала, когда еще училась в институте. Известность ей принесла роль Марфушки в фильме-сказке Александра Роу «Морозко». Его ассистентка увидела Чурикову в коридорах театрального училища и пригласила артистку на пробы: «На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил». Фильм на Международном кинофестивале в Венеции получил главный приз «Льва святого Марка». Награду получила и Инна Чурикова. Посол Чехии Ярослав Башта вручил актрисе серебряную медаль Масарика. Начали поступать предложения от режиссеров. В течение короткого периода она снялась сразу в нескольких крупных картинах: «Стряпуха», «Тридцать три», «Старшая сестра», «Неуловимые мстители». Но большинством своих главных драматических, звездных ролей актриса обязана Глебу Панфилову. Начинающий режиссер собирался снимать свой дебютный фильм «В огне брода нет» о гражданской войне. Он долго искал актрису на роль санитарки Тани. но претендентки не подходили. Пока однажды случайно не увидел в одном из телевизионных спектаклей Чурикову. Ассистенты режиссера с фото актрисы обошли все театральные студии и институты Ленинграда. Позднее, узнав имя девушки в разговоре с Роланом Быковым, постановщик отправил ей сценарий. Чурикова согласилась приехать на пробы, где и была утверждена на роль. Панфилов легко допускал импровизацию на съемочной площадке, некоторые сцены менялись в процессе создания фильма. Но когда фильм был готов, он не прошел цензуры. Членам Политбюро не понравилось буквально все: начиная от нестандартной внешности главной героини и заканчивая слишком реалистичными сценами голодных времен войны. Премьера была отложена на год. А когда фильм вышел на экраны ее глаза буквально осветили собой экран, облагораживая неприглядную, а то и страшную реальность, как облагораживали Средневековье своим порывом к небу строители соборов. Так облагораживали, придавали высший смысл гражданской войне, тупой бойне в мужицкой стране рисунки наивного художника, самородка Тани Теткиной, отдающей жизнь не столько за мировую революцию, сколько за други своя. Панфилову удалось разглядеть в девушке не только многогранный талант, но и удивительную, необычную, даже можно сказать, «нестандартную» красоту. И совместная работа продолжалась. В фильме «Начало» артистка сыграла сразу две роли: главной героини Паши Строгановой, ткачихи и начинающей актрисы, и Жанны д'Арк. Были и экранизации Максима Горького - «Васса», где главная героиня Васса Железнова, купчиха, в условиях начинающейся революции пытается удержать от разрушения свою семью и торговое дело. И «Мать» («Запрещённые люди») по мотивам одноименного романа, где Чурикова-Мать изо всех сил напрасно пытается отговорить сына от опасных занятий революционной деятельностью, но постепенно решает просто быть всё время с сыном, защищать его, делить с ним тяготы жизни. Чурикова снялась и в драматическом фильме по мотивам рассказаАлександра Солженицына «Иван Денисович». В заснеженной драме о каторжнике Иване Шохове она сыграла некую старицу - роль эпизодическую и символичную — на фоне бескрайней ледяной пустыни она олицетворяла собой надежду и милосердие. Работала она и с другими режиссерами. У Семена Арановича в «Годе Собаки» сыграла немолодую несчастную женщину, которая знакомится с бывшим уголовником. После его очередного преступления, они бегут вместе и по дороге случайно попадают в зону, зараженную радиацией. Он решает там остаться, но она не покидает его. А затем – драматизм достигает высшей точки - в зону наведываются мародеры… Роль искусствоведа, которая нескольких дней провела в Венеции в рамках туристической поездки с группой советских туристов картине «Плащ Казановы» режиссер и автор сценария Александр Галин писал именно для Чуриковой. Другой известной ролью Инны Чуриковой стала Прасковья Кроликова, тетя всех братьев, в комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли». На съемках актриса спорила с режиссером, много импровизировала: «Он меня абсолютно не понял. Он считает, что я с таким трудом «рожала» роль. <…> У меня настолько было свое, абсолютно свое решение… а он хотел буффонаду. Он хотел чистый гротеск. И он меня поворачивал в этот гротеск. И я поняла, что, если я не буду так гротескна, как он показывает, у нас с ним вообще дело не заладится. А потом я была ему даже благодарна, что он втянул меня в эту буффонаду». В 1974-ом году Инну Чурикову увидел молодой режиссер Марк Захаров. И сразу понял, что перед ним будущая звезда. Он не только пригласил ее в свой театр, но и не побоялся дать главную роль в спектакле «Тиль». Захаров получил немало недоуменных упреков от чиновников и от некоторых зрителей за свой выбор таких «некрасивых» актеров, но нисколько не сомневался в правильности своего выбора. Он высоко ценил Чурикову и продолжал давать ей главные роли в «Ленкоме». С ее участием выходили почти все постановки – «Женитьба», «Гамлет», «Чайка», «Аквитанская львица», «Варвар и еретик», «Оптимистическая трагедия» и многие другие. В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» по отдаленным мотивам произведений Рудольфа Эриха Распе, посвященных приключениям барона Мюнхгаузена Захаров снял Чурикову в роли Якобиныа фон Мюнхгаузен, жены барона. Ее снимал и Карен Шахназаров в «Курьере», Андрей Кончаловский в «Курочке Рябе», Владимир Бортко в «Идиоте» и Петр Тодоровский в «Военно-полевом романе». И всегда алхимическое волшебство ее невозможного обаяния, ее причудливого дара светилось с экрана и театральных подмостков. Дурнушка и красавица, колдунья и простушка, победительница или побежденная, шекспировская героиня или замученная бытом советская домохозяйка, героиня легкомысленной французской комедии или чеховская Аркадина, комиссар из «Оптимистической трагедии»… Чурикова была равно убедительна в любом жанре и в антураже любой эпохи. Ей всегда удавалось найти какой-то единственно верный баланс между «правдой жизни», что бы ни понималось в разное время под этими словами, и выпуклой театральностью. И заслуги режиссера, будь им Марк Захаров, Глеб Панфилов или кто-то иной, в этом всегда было пополам с ее природной интуицией и талантом. Она - идеальная Жанна, лучшей Орлеанской девы в мировом кино не было и нет. Самая сильная Васса Железнова лучшая мать Ниловна и лагерная Богоматерь. На сцене ее последней ролью стала Елизавета II в спектакле «Аудиенция». Конечно, и здесь Чурикова была на вершине своего мастерства - она не просто играла английскую королеву, она фиксировала свой собственный королевский статус среди российских актеров. Теперь и этот трон опустел, но усадить на него некого.

Теги других блогов: кино театр актриса Инна Чурикова