Романтизм и изысканность, чудесная легкость и серьезность пейзажей Спенсера Гора
Спенсер Фредерик Гор - английский художник.
Он был младшим из 4-х детей Спенсера Уильяма Гора. Его отец, женатый на дочери старшего делового партнера, был партнером в «Смит, Гор & Ко», которые являлись земельными агентами церковных уполномоченных в Йоркшире, а также был победителем первого чемпионата по лаун-теннису на Уимблдоне. Сын унаследовал спортивные способности своего отца, отлично играя в крикет.
Детство его прошло в графстве Кент на юго-востоке Англии.. Он получил образование в престижной школе Харроу. Еще в школе обнаружил склонность к искусству, выиграв первую премию Йейтса Томпсона за рисунок. Далее учился живописи в Лондоне в Школе изобразительных искусств Слейда.
У Слейда ему преподавали Фредерик Браун, Филип Уилсон Стир и Генри Тонкс. Хотя из ранних работ Гора сохранилось немногое, некоторые пейзажи демонстрируют влияние английского импрессионизма Стира конца 1880-ых - начала 1890-ых годов. Стир, в свою очередь, был вдохновлен Клодом Моне, а также неоимпрессионистами, такими как Жорж Сёра.
Гор проводил время в Лондоне, Сомерсете и Дорсете, рисуя пейзажи. Увлекшись театром и мюзик-холлом, начал регулярно посещать Театр эстрады Альгамбра на Лестер-сквер, известный в то время захватывающими балетами и выступлениями акробатови. Подобно Дега и другим парижанам, он делал наброски представлений, а затем превращал их в картины.
Посетив Мадрид, увидел работы Франсиско Гойи и вдохновился больше ландшафтной традицией 19-го века, чем новыми течениями на континенте. Любовь к ранним работам Камиля Коро он сохранял на протяжении всей своей жизни.
Когда он путешествовал по Нормандии, где в то время жил Сикерт, то отправился в Дьепп, «где провел 2 восхитительных дня и вечера в компании Сикерта». Гор с энтузиазмом отзывался о новом поколении художников, вышедших из Школы Слейда: Джон, Орпен, Льюис, Гилман, Гвен Джон, Амброуз МакЭвой. Эти рассказы о захватывающих событиях в лондонском мире искусства пробудили интерес Сикерта, и он пообещал, что будет выставляться в Новоанглийском арт-клубе, а также посетит молодого художника в Лондоне.
Сикерт вернулся в Лондон после почти 7-милетнего отсутствия, арендовав студию на Фицрой-стрит, 8. Студия Гора была поблизости, и они начали рисовать вместе, использовали одну и ту же студию, мебель и модели, иногда делая наброски в мюзик-холле Бедфорда в Камдене.
Гор перенял у Сикерта стремление рисовать повседневную городскую жизнь и обнаженную натуру в интимных интерьерах; Сикерт поощрял Гора рисовать в студии, а не на пленэре, как это было более типично для импрессионистов.
Влияние было взаимным - Сикерт перенял от Горам немного более яркую палитру и использовал более живописную технику, создавая свою картину мазками цвета с помощью более сухой кисти. Как он позже заметил: «Эта моя практика была преобразована с 1905 года на примере развития таланта Гора». Сикерт также пришел к выводу, что группа современных художников в Англии находилась под влиянием не его, а скорее «мистера Гора и мистера Люсьена Писсарро».
Как сказал Сикерт о Люсьене: «Г-н Писсарро, занимая исключительное положение одновременно оригинального таланта и ученика своего отца, авторитетного хранителя массы унаследованных знаний и опыта, несомненно, послужил нам проводником или, скажем, наставником. Дал нам словарь теории и практики на пути, который мы выбрали для движения».
Влияние пейзажей Писсарро можно увидеть в некоторых пейзажах Гора, имеющих неоимпрессионистский оттенок с яркими пастельными тонами и пуантилистскими мазками цвета. Искусствовед Фрэнк Раттер заметил, что «Стир преуспел в рисовании широких просторов Англии. Писсарро же дал ясные и более интимные виды на ее рощи и сады». Позже Гор заметил, что неоимпрессионизм «не имел большого успеха, потому что он делал картину очень механической и требовало много времени», но он явно перенял некоторые из его приемов и сделал их своими.
Гор впервые выставлялся в Новоанглийском арт-клубе в 1906-ом году, но к тому времени «клуб уже достиг своего респектабельного уровня и был слишком мудр, чтобы рисковать дальше». Это привело Сикерта и Гора к созданию групп Фицрой-стрит и Кэмден Таун.
Гор также был постоянным участником парижского Общество Независимых художников.
Выставка Роджера Фрая «Мане и постимпрессионисты» в галерее Графтона повлияла на Гора, хотя он и раньше знал о художественных событиях на континенте. Еще когда Гор останавливался в доме Сикерта в Невиле, он также посетил Париж, чтобы увидеть влиятельную ретроспективу Поля Гогена в Осеннем Салоне. А свои впечатления о выставке картин Поля Сезанна и Поля Гогена в Стаффордской галерее Гор изобразил в своей картине «Гоген и знатоки», в которой «намеренно использовал синтетические цвета и смелые очертания трех картин Гогена, которые можно идентифицировать на картине».
Показав незаурядные дипломатические способности, Гор сумел собрать раздробленные художественные группировки и организовал выставку работ английских постимпрессионистов, кубистов и представителей других авангардных художественных течений в Брайтоне в 1913-ом году. Художники групп Камден Таун и Фицрой-стрит занимали первые две комнаты, кубисты и прочие, включая Льюиса, Эпштейна, Дэвида Бомберга, Фредерика Этчеллса, Эдварда Уодсворта и Невинсона – третью. Гор даже пытался включить группу Блумсберри, но Фрай отсоветовал. Эта выставка ознаменовала разделение между постимпрессионизмом и тем, что стало вортицизмом.
В своем творчестве Гор был близок к постимпрессионистам и постоянно экспериментировал с подачей на полотно различных цветов и их оттенков. Он посвящал много времени изучению цветов и их оттенков, сравнивал разнообразные живописные техники. Был «новатором», который «каждый раз первым перенимал новые движения из Франции, чтобы исследовать и ассимилировать их». Он с успехом применял современные течения в своем творчестве, перерабатывал их на свой лад и обогащая постимпрессионизм новыми сюжетами и нестандартными колористическими решениями. В его работах можно найти как отголоски импрессионизма и пуантилизма, так и новаторские черты, которые позднее будут развивать фовисты и экспрессионисты Англии.
Из-за постоянных поисков картины художника очень неоднородны по своей гамме и стилистике. Часть полотен, преимущественно более ранние, нежнее по колориту, мягче по форме. В более поздних картинах Гор, находясь под влиянием работ Ван Гога и Гогена, прибегал к большей декоративности и в то же время агрессивности цвета, стремясь с его помощью передать определенное настроение - чуть приглушенные, но при этом тревожные краски, резкая силуэтность.
Картины Гора были насыщены красками, подчас неестественными, но изысканно гармоничными и выразительными, сдержанными и рациональными. Коллеги-художники называли его «истинным джентльменом в живописи».
Основная тематика полотен художника - улицы Лондона и пригородов, интерьеры с одиночными фигурами, сельские пейзажи и сцены в театре. Виды городских улиц подчас схематичны, но очень узнаваемы, они прекрасно передают дух времени и личное впечатление художника.
Он писал пейзажи тех мест, где он жил или бывал, выбирая самые обычные сюжеты, иногда рисуя просто вид из своего окна.
Несколько месяцев он провел в доме Гарольда Гилмана, своего друга еще со времен обучения у Слейда, в одном из новых городов-садов Летчворт-Гарден-Сити, в Хартфордшире. Его явно привлекали современные, основанные на широко распространенном антиурбанизме и ностальгии по сельской жизни, идеи решения традиционной дилеммы города или деревни из-за ухудшающихся условий жизни в центре города. Те маленькие сады в центре Лондона, которые он рисовал, исчезли, когда там была построена фабрика.
За это время он написал не менее 20 пейзажей, отражающих слияние природы с промышленностью, с геометрическими узорами и нереалистичными цветами, обозначающими поле и фабричный дым.
После этого он переехал на Кембрийскую дорогу, в Ричмонде, где он написал свои последние картины. В последние 6 месяцев своей жизни он беззаботно рисовал на открытом воздухе в Ричмонд-парке в холодные и дождливые зимние месяцы, что привело к пневмонии, от которой он умер.
Две работы Гора появились в первом номере знакового модернистского журнала в Англии «Взрыв», с некрологом редактира Уиндема Льюиса, восхвалявшего почти романтическое творчество Гора, его страсть к хрупким объектам в лондонской атмосфере».
А Сикерт писал о своем друге: «Мне выпала честь наблюдать с близкого расстояния за развитием Спенсера Фредерика Гора. От того, что я, пожалуй, могу назвать достижением совершеннолетия его таланта в 1906-ом году, до его закрытия в 1914-ом году... В его картинах проявился цвет и не только цвет ... Он достиг изысканности в прикосновении. Экспрессия, как снежинки, спускалась на его холсты… Его короткая карьера — ему было всего 35 лет, когда он умер от пневмонии, была удивительной».