Проблематика фигуры в пространстве. Огромный опыт очарований разными стилями - Шандор Бортник
Шандор Бортник - венгерский художник..
Окончил училище в родном городе. начал заниматься рекламной графикой. Плакат для базара Ремени был успешен, и его пригласила на работу художником-оформителем парфюмерная компания Savoly в Будапешт. Он поступил в бесплатную школу Риппль-Ронаи-Кернстока-Васари, где его сразу же привлекли фовисты. Но познакомился с Лайошем Кассаком, стал членом его кружка, и его вкусы изменились.
Его ранние наивные иллюстрации были заменены геометрическими линогравюрами. Его кубистско-экспрессионистские линогравюры, вдохновленные революционными идеями, были опубликованы одна за другой в 1918 году журнале «Сегодня». Он удачно сочетал инструменты футуризма с признаками экспрессионизма и кубизма. Он использует кубистические элементы в своем линолеуме и гравюрах на дереве. Его работы в эту эпоху в основном основаны на контрастах черных и белых пятен. Гротескные формы и сильный эмоциональный заряд его иллюстраций к стихам Арпада Селпала, Шандора Барты и Эржи Уйвари роднят его работы с немецкой экспрессионистской графикой. В своих гравюрных портретах Ленина, Либкнехта и Кассака он сочетает деятельностный человеческий идеал и индивидуализированный портрет.
А его полотна с характерными сюжетами и отдельными символами привлекли большое внимание. Сильные композиции его картин, основанных на геометрических формах, имели уникальную цветовую динамику, символически изображая прогрессивные идеи.
В работах тех лет заметен динамизм, всеохватывающий, подавляющий импульс, присущий футуризму. Метафорически художник «проецировал» непоколебимую веру в неизбежность общественного прогресса. Художественная вера в социальный прогресс, в всепоглощающую мощь, темп и динамизм этого прогресса, явились художественными декларациями, заставившими его принять решение покинуть страну в 1919 году.
После краха коммунистического режима Белы Куна и распада Венгерской Советской Республики румынские войска вторглись в Венгрию, а Бортник эмигрировал в Вену. Там он создавал обложки книг и иллюстрировал газеты. Некоторое время он еще занимался экспрессионизмом, но вскоре пришел к нефигуративным формам.
По приглашению Молнара Фаркаша, студента Баухауза, переехал в Германию и поселился в Веймаре, прожив там 2 года. Он не стал членом Баухауза, известной школы прикладного искусства, в то время бурлившей конструктивистскими теориями, но познакомился с его принципами и методами. Познакомился и с членами голландской группы «Стиль» Тео ван Дусбурга.
В течение некоторого времени в его работах сосуществовали конструктивизм, экспрессионизм и кубизм. Его картины, написанные в Веймаре - сатирические изображения современного человека и новых художественных течений. Также создал иллюстрации к поэме «А. Блок. Двенадцать» — цикл, отражающий влияние немецкого экспрессионизма. Сильный архитектурный компонент нефигуративных работ Бортника обязан движениям Баухауза и конструктивизма, с которыми он соприкоснулся в это время. В его абстрактных композициях чувствуется влияние Оскара Шлеммера, чьи театральные мастерские часто посещал. В абстрактных и фигуративных работах Бортник отражается озабоченность проблематикой фигуры в пространстве. Наложение цветных плоскостей и эксперименты с геометрическими формами позже появяились и в его плакатах.
У него была персональная выставка в галерее Нирендорф в Берлине, выставлялся и в галерее Герварта Вальдена.
После всеобщей амнистии Бортник в 1925-ом году вернулся в Будапешт. Вернулся домой он из-за мучительной тоски по родине, препятствовавшей его творческой реализации. Первое время зарабатывал на жизнь дизайнером плакатов, продолжал рисовать.
После недолгого пребывания в Веймаре Бортник, в отличие от Кассака, который всю жизнь был непоколебимым представителем конструктивизма, плоскогеометрического образно-архитектурного метода изображения, отказался от прежнего плоскогеометрического образно-архитектурного, конструктивистского «двухмерного» способа изображения и начал подчеркивать трехмерность композиции в стиле Новой вещественности. Он создал свой стиль метафизической современности - сплав элементов Новой вещественности с чертами кубизма, которвй напоминал Де Кирико.
Стал вместе с Одоном Паласовски и Иштваном Хевеши одним из основателей, автором и сценографом недолговечного авангардного театра «Зеленый осел».
Основываясь на принципах Баухауза, открыл в Будапеште собственную художественную школу плакатного дизайна. Среди его учеников был и Виктор Вазарели.
Вскоре Бортник стал ведущей фигурой венгерского рекламного искусства. Его модернистско-конструктивистский стиль плаката стиль был новинкой для венгерской публики и быстро популяризировался в течение следующих нескольких лет. Ультрасовременные плакаты этого периода отражали высокое значение в дизайне геометрических форм, смелых цветовых плоскостей и печатных букв, а также, как ни странно, юмора.
Однако к 1933-ему году он устал от уже знакомого и исчерпанного модернистско-конструктивизма и опубликовал статью о смерти современного плаката. Он разработал более мягкий и живописный стиль, в котором использовалась более светлая цветовая палитра и более мягкие тона.
Его искусство претерпело изменение содержания и стиля. Начал писать жанровые картины в более легкой, декоративной манере, запечатлевая буржуазную жизнь. Еще позже он писал картины на натуралистическую тематику, показывая жизнь горожан и деревень в стиле постнадьбанья.
Он продолжал идти по этому пути и после окончания Второй мировой войны. Проникся идеями соцреализма в живописи и оставался убежденным сторонником коммунистической политики в области искусства до конца своей жизни.
Бортник преподавал и был директором Венгерской академии изящных искусств в Будапеште и работал главным редактором журнала «Свободное искусство».